Илья Селютин (n1_seliger) wrote,
Илья Селютин
n1_seliger

Бэйтсон, характер и самоизменение

В этой заметке я хочу разобрать несколько цитат (они выделены курсивом) из статьи Г. Бэйтсона Логические категории обучения и коммуникации. Сразу скажу, что в его работе много чего интересного, поэтому советую прочитать, если вы еще этого не сделали. Сейчас же я хочу сконцентрироваться на том, что такое "черты характера" по мнениею Бэйтсона и том, как можно их описать. А в конце я поставлю несколько интересных вопросов, открывающих путь для дальнейшего исследования того, как этот самый характер можно менять самостоятельно. Вы когда-нибудь думали о своих чертах? Люди могут быть ленивыми, неэмоциональными, скучными, несообразительными, забывчивыми, безответственными, ненадежными, лживыми, агрессивными. И наоборот: сообразительными, активными, эмоциональными, заводными, ответственными, надежными, честными, добрыми. Что лежит в основе этих характеристик? Как ими управлять? Как их изменять? Будем исследовать :) 

Бэйтсон пишет, что....

"При описании индивидуальных человеческих существ как ученые, так и юристы обычно обращаются к прилагательным, описывающим "характер". Про мистера Джонса говорят, что он зависимый, враждебный, помешанный, придирчивый, нарцистичный, эксгибиционистичный, пассивный, соревновательный, энергичный, наглый, трусливый, фаталистичный, шутливый, игривый, хитрый, оптимистичный, занудный, беззаботный, заботливый, небрежный и.т.д. В свете вышесказанного читатель может приписать этим прилагательным соответствующий им логический тип. Все они описывают (возможные) результаты Обучения-II, и если бы нужно было определить эти слова более точно, наше определение заключалось бы в установлении паттерна обуславливания того контекста Обучения-I, который предположительно привел к такому Обучению II, которому и соответствует прилагательное." 


Здесь Бэйтсон говорит о том, что "черты характера" формируются в результате неких первичных ситуаций (в них происходит Обучение первого уровня, например формируется импринт), а далее эти "черты" начинают распространяться на другие жизненные контексты (за счет Обучения второго уровня). Например, мы имеем первичную ситуацию: мальчика ударили в нос в спортзале, и он побежал к маме плакаться, вместо того, чтобы дать сдачи обидчику. В будущем в результате Обучения-II мальчик становится мужчиной и продолжает избегать любое противостояния, опасность, сопротивление. Наблюдатель может охарактеризовать такого мужчину, как "трусливого", "неуверенного", или "боязливого".

"О "фаталисте" мы можем сказать, что паттерн его трансакций с окружающей средой таков, словно он был приобретен продолжительным или повторяющимся опытом в качестве субъекта Павловского эксперимента; отметим, что это определение "фатализма" является специфичным и точным. Есть много разных других форм "фатализма" кроме той, которая была определена в терминах учебного контекста. Существует, например, более сложный тип, характерный для классической греческой трагедии, когда складывается впечатление, что собственные действия человека помогают неотвратимой работе судьбы."

"...прилагательные, предположительно описывающие индивидуальный характер, в строгом смысле в действительности применимы не к индивидууму, а скорее описывают трансакции между индивидуумом и его материальным и человеческим окружением. Никто не бывает "находчивым", "зависимым" или "фаталистом" в вакууме. Его характеристики, какими бы они ни были, принадлежат не ему, а скорее характеризуют то, что происходит между ним и чем-то (или кем-то) еще."

"Если посмотреть на этот обмен абстрактно: "... a1 b1 a2 b2 a3 b3 a4 b4 a5 b5 ...", где "a" означает единицу поведения A, а "b" - единицу поведения B". 

Далее Бэйтсон, с присущей ему проницательностью, утверждает, что за прилагательными (метамодельный паттерн "сравнение с умолчанием"), описывающими индивида, скрываются последовательности конкретные действий разворачивающихся между человеком и окружающей средой (живой или неживой). Эти действия организованы в целые поведенеские схемы, которые можно описать в виде формул. Заметим, что для более точного описания можно, например, использовать модель ТОТЕ. Вот несколько примеров, описанных самим Г.Б.:

"В такой системе слова вроде "доминирующий", "подчиненный", "опекающий" и "зависимый" будут иметь значение определений для описания сегментов взаимодействия. Мы скажем, что "A доминирует над B", если A и B показывают своим поведением, что они видят свои отношения как характеризующиеся последовательностями типа (a1 b1 a2), где a1 воспринимается (как A, так и B) как сигнал, определяющий условия инструментального вознаграждения или наказания; b1 - как сигнал или действие, подчиняющееся этим условиям; a2 - как сигнал, подкрепляющий b1."

"Аналогично, мы скажем, что "A зависит от B", если их отношения характеризуются последовательностями (a1 b1 a2), где a1 воспринимается как сигнал слабости; b2 - как акт помощи; a2 - как признание b1."


"Можно постоянно наблюдать, как многое из Обучения-II, определяющее как паттерны переноса пациента, так, разумеется, и вообще многие характеристики общения всех человеческих существ
· a) восходит к раннему детству;
· b) является бессознательным."


"Практикующий маг не отучается от своего магического видения событий даже если его магия не работает. Фактически, утверждения, управляющие пунктуацией, имеют общую характеристику само-подтверждаться [9]"

Тут Бэйтсон высказывает прямо-таки пророчество о том, что поведенческие схемы индивида, переносятся из контекста в контекст бессознательно (по большей части). Индивид, иногда может осознать некую поведенческую схему и навесить на нее лингвистический ярлык (или кто-то на него навесит :)). Например, мама с папой и сыном пришли в гости. Все дети вокруг резвятся и общаются, а их чадо молчаливо сидит за столом. Родители из самых благих побуждений говорят своим друзьям "Ну, Мишка наш просто  пока немного застенчивый." Стоит им сказать при сыне это словосочетание еще раз 10-ть, как бессознательное ребенка свяжет характеристику "застенчивый" с "конкретным" поведением и зафиксирует эту связь. После этого взрослому Мише придется идти к психотерапевту, чтобы избавиться от "навязчивого застенчивого поведения". А все почему? Вербальная характеристика поведения становится устойчивым, самоподтверждающимся убеждением.

Итак, подведем краткое резюме идеям Бэйтсона:
1. Под прилагательными, описывающими черты характера скрываются конкретные трансакции между индивидом и средой (живой или неживой).
2. Эти трансакции можно описать в виде формул, например с помощью модели ТОТЕ.
3. Эти трансакции формируются в детстве (в большинстве своем).
4. Далее эти поведенческие схемы начинают распространяться в другие жизненные контексты индивида.
5. Перенос трансакций из первичного контекста в другие контексты осуществляется бессознательно (хотя бывают исключения, например во время терапии).

А теперь самые интересные вопросы :)

1. Каким прилагательным мы могли бы описать черту характера, позволяющую индивиду самостоятельно модифицировать или перестраивать другие свои черты характера?

Например, мы могли бы сказать о таком человеке, что он изменчивый, меняющийся. Есть и другие прилагательные, которые чуть-меньше подходят, но все равно находятся в одном "поле значений", например: непредсказуемый, импровизирующий, нестабильный, адаптивный. Конечно, каждое такое прилагательное имеет свой "оттенок" в восприятие общества. Например, почему-то не все одобряют "непредсказуемость" поведения. 

2. Как бы мы могли описать последовательность трансакций индивида, способного самостоятельно изменять черты своего характера?

....... :)
Tags: бэйтсон, нлп, обучение, характер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments